Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki
Главная < Главному управлению кадров 100 лет < Структура < Четвертое управление Главного Управления кадров

Четвертое управление Главного управления кадров

«Днем рождения» системы прохождения военной службы на добровольной основе можно считать 18 ноября 1699 г., когда Петром I был издан указ «О приеме на Великую Государеву службу в солдаты изо всяких вольных людей».

Подавив стрелецкое восстание в Москве (1698 г.), царь своим указом распустил стрелецкие полки и приступил к созданию новой армии, которая строилась на добровольной основе – в нее записывались свободные люди, годные к воинской службе. Пожелавшие стать солдатами «охочие» люди (добровольцы) принимались с жалованьем по 11 руб. в год на полном государственном содержании.

За время первого набора было принято на службу 32 тыс. человек, из которых сформировали 25 пехотных и 2 кавалерийских полка. Первоначально полки назывались «новоприборными тысячными» и состояли из 1152 солдат.

Набор 1699 года стал первым этапом на пути к регулярной системе комплектования армии. Сама же реформа была завершена уже в ходе Северной войны.

Датой отсчета для военной службы по контракту в современной России можно считать 18 января 1994 г. когда был подписан Указ Президента Российской Федерации № 166 «О наборе в 1994 году граждан на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации».

Указом предписывалось принять на военную службу по остродефицитным специальностям рядового и сержантского состава до 150 тысяч человек.

Для реализации указа из бюджета федерального бюджета было выделено 6 млрд. рублей. Однако объема денежных средств для достижения поставленных целей было не достаточно, поэтому массовый набор на военную службу по контракту в тот период времени не состоялся, а с ноября 1995 года был практически приостановлен.

С выходом Указа Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 722 прием граждан на военную службу по контракту был возобновлен.

При этом общая численность военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к концу 1998 года составила уже около 250 тысяч человек.

7 мая 2012 г. Президентом Российской Федерации был издан Указ № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации», которым предусматривалось ежегодное, в течение пяти лет, увеличение численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не менее чем на 50 тыс. человек.

В рамках реализации новых концептуальных подходов к организации поступления и прохождения военной службы по контракту возникла необходимость полноценного кадрового обеспечения данной категории военнослужащих.

В связи с этим с 1 февраля 2012 г. в составе Главного управления кадров Министерства обороны было создано четвертое управление. Перед управлением стояла задача разработать основы четкой и прозрачной системы отбора (а не набора) кандидатов на военную службу по контракту и реализовать на практике выполнение задач по комплектованию Вооруженных Сил военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях рядового, сержантского состава и прапорщиков (мичманов).

С 1 июля 2012 г. в соответствии с решением Министра обороны Российской Федерации от 30 мая 2012 г. (доклад СС-ЗМО от 30 мая 2012 г. № 173/4/55653) приступили к работе первые 66 пунктов отбора на военную службу по контракту. На сегодняшний день сеть пунктов отбора охватывает большинство субъектов Российской Федерации и насчитывает 84 пункта.

Пункт отбора на военную службу по контракту предназначен для проведения отбора кандидатов для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению солдатами (матросами), сержантами (старшинами), прапорщиками (мичманами) из числа граждан Российской Федерации и иностранных граждан, не находящихся на военной службе, а также для проведения агитационной и информационно-разъяснительной работы по популяризации военной службы по контракту и привлечению потенциальных кандидатов.

На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 6 мая 2017 г. № 287 «О конкурсе «Лучший пункт отбора на военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации» в целях совершенствования системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими по контракту и повышения эффективности мероприятий, направленных на улучшение качества отбора граждан для поступления на военную службу по контракту, проводится конкурс на лучший пункт отбора.

Победитель конкурса определяется по итогам прошедшего календарного года в два этапа (первый этап – с 25.01. по 10.03., второй – с 20.03. по 25.04.).

В соответствии с решением принятым Коллегией Министерства обороны Российской Федерации 27 ноября 2012 г. (подпункт «ж» пункта 10 протокола заседания Коллегии Министерства обороны Российской Федерации от 27 ноября 2012 г. № 6) Генеральному штабу Вооруженных Сил Российской Федерации, Главному управлению кадров Министерства обороны Российской Федерации совместно с центральными органами военного управления, объединенными стратегическими командованиями военных округов поручено подготовить предложения по совершенствованию организационно-штатной структуры с учетом восстановления института прапорщиков (мичманов).

7 февраля 2013 г. по итогам рассмотрения доклада статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации (от 7 февраля 2013 г. № 173/4/3108) Министром обороны Российской Федерации принято решение о переводе на замещение прапорщиками (мичманами) 54 тыс. воинских должностей сержантов и старшин с их последующим поэтапным комплектованием.

В целях обеспечения оперативного и всестороннего решения проблемных вопросов по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими по контракту приказом Министра обороны Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 491 создана рабочая группа Министерства обороны Российской Федерации по вопросам ежегодного увеличения численности военнослужащих-контрактников.

В состав рабочей группы были включены представители большинства органов военного управления. Руководство деятельностью рабочей группы осуществляет статс-секретарь – заместитель Министра обороны Российской Федерации. Заседания рабочей группы проводятся ежемесячно с докладом Министру обороны Российской Федерации о результатах работы.

В целях комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации высококвалифицированными специалистами, способными качественно обслуживать и умело применять современные образцы вооружения и специальной военной техники с 1 августа 2009 г.                    в военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации организована подготовка специалистов по программам среднего профессионального образования.

Первый набор состоялся в соответствии с директивой Министра обороны Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № Д-114  «Об организации подготовки в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, предназначенных на воинские должности, подлежащие замещению сержантами (старшинами)».

Всего с начала возобновления подготовки по программам среднего профессионального образования с учетом выпуска 2018 года подготовлено и направлено в войска 6 099 специалистов.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 февраля 2013 г. № 114дсп воинские должности, на которые предназначены выпускники СПО, переведены на штатную категорию прапорщики (мичманы), и с июня 2014 года по окончанию обучения специалисты выпускаются с присвоением первого воинского звания прапорщик (мичман).

В настоящее время подготовка специалистов по программам среднего профессионального образования осуществляется в 24 вузах и 2-х учебных центрах Министерства обороны Российской Федерации по 74 военным и 34 гражданским специальностям.

За пять лет Министерством обороны Российской Федерации проведена беспрецедентная по своим масштабам работа. Общая численность военнослужащих по контракту возросла более чем в два раза и превысила численность военнослужащих по призыву.

Военнослужащими по контракту укомплектованы батальонные тактические группы, должности плавсостава, миротворческие силы, подразделения специального назначения, сержантский состав. Существенно увеличилось количество укомплектованных военными профессионалами должностей водительского состава и других должностей, связанных с эксплуатацией современного вооружения военной техники.

Было завершено формирование правовой основы функционирования новой системы комплектования, разработан и внедрен необходимый пакет документов, определяющих ее структуру и содержание.

Всего с 2014 по 2017 год подготовлено и реализовано 26 нормативных правовых актов, в том числе: четыре Федеральных закона, три указа Президента Российской Федерации, 19 приказов Министра обороны Российской Федерации, регламентирующих различные аспекты военной службы по контракту.

Благодаря сформированной системе комплектования, в том числе и законодательным инициативам Минобороны России в 2017 году количество военнослужащих по контракту, имеющих профессиональное образование, достигло 70%. Каждый четвертый из принятых на военную службу по контракту в 2017 году имеет высшее образование.

Обеспечен постоянный рост количества классных специалистов (в 2017 г. этот показатель увеличен на 10% в сравнении с 2016 г.).

Более чем в три раза возросло количество военнослужащих, которые выполняют квалификационные уровни физической подготовленности (в 2013 г. – 21,6 тыс. чел., к началу 2018 г. – более 66,8 тыс. чел.).

Новая система отбора на военную службу по контракту на практике показала свою эффективность и способность обеспечить потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в подготовленных военных кадрах.

В целях изыскания новых форм и методов работы по популяризации военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и привлечения граждан на военную службу по контракту в 2014 году был разработан и апробирован типовой сценарий проведения информационно-агитационных акций.

Особенностью данных форм работы стало проведение информационно-агитационных мероприятий с привлечением руководителей органов местного самоуправления, командования и личного состава соединений (воинских частей), артистов и творческих коллективов, а также средств массовой информации.

17 мая 2014 г. в г. Иваново на базе 98-й воздушно-десантной дивизии была проведена первая информационно-агитационная акция «Служба по контракту в Воздушно-десантных войсках – Твой выбор!», которую посетило около 10 тыс. человек.

За четыре последующих года проведено более полутора тысяч акций, которые посетило около 670 тыс. человек. В ходе акций проявили заинтересованность и прошли предварительный отбор более 100 тыс. человек, из них около 30 тыс. человек подали заявление на военную службу по контракту.

В 2017 году приказом Министра обороны Российской Федерации № 315 на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации для обеспечения проведения мероприятий отбора на военную службу по контракту и проведения информационно-агитационных мероприятий принят не имеющий подобных аналогов мобильный комплекс отбора на военную службу по контракту.

Мобильный комплекс отбора (МКО) размещен на базе грузового автомобильного шасси повышенной проходимости КАМАЗ имеет кузов переменного объема и состоит из двух модулей информационно-сценического и отбора.

Комплекс полностью автономен, обеспечен системами электроснабжения, отопления и кондиционирования воздуха. Оснащен средствами видеоотображения, звуковещательной и специальной аппаратурой, позволяющей выполнять мероприятия предварительного профессионального психологического отбора, агитационно-информационную работу и подбор вакантной воинской должности для кандидата.

Время развертывания (свертывания) мобильного комплекса расчетом из двух человек занимает до 30 минут.

В настоящее время МКО оснащены 19 пунктов отбора на военную службу по контракту.

Новая система комплектования и выстроенная в организационном отношении работа органов военного управления, соединений и воинских частей позволяют удовлетворить потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в военных профессионалах, способных используя потенциал новейших видов вооружения эффективно решать задачи по защите интересов Российской Федерации.

Краткая историческая справка

В рамках реализации новых концептуальных подходов к организации поступления и прохождения военной службы по контракту возникла необходимость полноценного кадрового обеспечения данной категории военнослужащих.

В связи с этим с 1 февраля 2012 г. в составе Главного управления кадров Министерства обороны было создано четвертое управление. Перед управлением стояла задача разработать основы четкой и прозрачной системы отбора (а не набора) кандидатов на военную службу по контракту и реализовать на практике выполнение задач по комплектованию Вооруженных Сил военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях рядового, сержантского состава, прапорщиков и мичманов.

Четвертое управление (военнослужащих, проходящих военную службу по контракту) Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации предназначено для работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах.

Структурно управление состоит из трех отделов, осуществляющих руководство органами военного управления и кадровыми органами в интересах комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими по контракту.

На протяжении всего времени управление возглавляли:

  • генерал-майор Кучинский Евгений Владимирович – с марта 2012 г. по август 2014 г.,
  • генерал-майор Васильев Руслан Анатольевич – с августа 2014 г. по декабрь 2017 г.,
  • полковник Руг Анатолий Витальевич – с декабря 2017 г. по настоящее время.

Основными задачами Управления являются:

  • участие в формировании кадровой политики в Вооруженных Силах;
  • организация комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими по контракту;
  • организация прохождения военной службы военнослужащими по контракту;
  • обеспечение реализации Министром обороны Российской Федерации его полномочий по решению кадровых вопросов в отношении военнослужащих по контракту;
  • методическое руководство деятельностью управлений кадров военных округов и пунктов отбора на военную службу по контракту в субъектах Российской Федерации в части организации работы с военнослужащими и кандидатами, изъявившими желание поступить на военную службу по контракту;
  • реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих по контракту по вопросам, отнесенным к компетенции управления.
Наверх
ServerCode=node1 isCompatibilityMode=false