Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki

Анализ состояния работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений в органах военного управления, воинских частях и организациях Министерства обороны Российской Федерации в 2017 году по результатам проведенных проверочных мероприятий

В 2017 году отделом (профилактики коррупционных и иных правонарушений) Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации была продолжена практика проведения проверок исполнения законов о противодействии коррупции в органах военного управления, воинских частях и организациях Минобороны России.

План проверок выполнения требований антикоррупционного законодательства в 2017 г. выполнен полностью.

В минувшем году основные усилия были сосредоточены на проверке практической реализации требований антикоррупционного законодательства в вопросах организация профилактической работы, выявления и устранения причин, способствующих возникновению конфликта интересов, обеспечения деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению работников и урегулированию конфликта интересов (аттестационных комиссий), а также рассмотрения представлений военных прокуроров об устранении нарушений закона, допущенных военнослужащими и лицами гражданского персонала при соблюдении ограничений, запретов и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, выполнением трудовых обязанностей, представлении сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Анализ коррупционных правонарушений, совершенных в Вооруженных Силах, показал, что правонарушения связаны в первую очередь с расходованием бюджетных средств при осуществлении закупок для государственных нужд, в том числе при выполнении заданий государственного оборонного заказа, распоряжением федеральной собственностью, призывом и приемом граждан на военную службу по контракту, обеспечением военнослужащих всеми видами довольствия, соблюдением должностными лицами обязанностей, запретов и ограничений, установленных законодательством о противодействии коррупции.

В связи с этим в 2017 г. по выполнению антикоррупционного законодательства было проверено 10 военных комиссариата, 42 службы уполномоченных по качеству вооружения и подчиненных военных представительств, а также части материально-технического обеспечения округов (флотов)

По итогам проверок отдельные руководители центральных органов военного управления были заслушаны на заседании Совета при Министре обороны по противодействию коррупции.

Проверочные мероприятия проводились как в органах военного управления, воинских частях Вооруженных Сил, так и в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны. Всего за два последних года было проверено 116 органов:

  • органы военного управления, воинские части – 14;
  • военные комиссариаты – 10;
  • пункты отбора на военную службу по контракту – 9;
  • службы уполномоченных по качеству вооружения, военные представительства – 42;
  • центральные органы военного управления – 13;
  • учреждения финансового обеспечения и контроля – 7;
  • территориальные и региональные управления правового, жилищного обеспечения и имущественных отношений – 6;
  • ВУЗы, учреждения общего, дошкольного образования и довузовской военной подготовки – 6;
  • другие органы – 9.

В 2017 г. впервые были проверены подразделения по профилактике коррупционных правонарушений Южного военного округа, Северного и Балтийского флотов. С целью обеспечения указанных проверок были разработаны и утверждены статс-секретарем – заместителем Министра обороны Российской Федерации критерии оценки показателей состояния работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений в группах по профилактике коррупционных и иных правонарушений военных округов (флотов).

В прошедшем году продолжилась практика, хорошо зарекомендовавшая себя в 2016 году, по оценке эффективности деятельности должностных лиц по профилактике коррупционных правонарушений.

Так, деятельность не оценивалась положительно, если в воинской части или организации были учтенные преступления коррупционной направленности или имелись существенные нарушения антикоррупционного законодательства.

В ходе проверок продолжилось взаимодействие и обмен информацией с правоохранительными органами по вопросам предупреждения происшествий коррупционной направленности.

Межведомственное взаимодействие помогло разобраться и объективно оценить ситуацию на Северном и Балтийском флотах, в службах уполномоченных по качеству вооружения и подчиненных военных представительствах Минобороны России.

Основной вывод по итогам проверок заключается в том, что работа по профилактике коррупционных правонарушений в целом организована и проводится, но имеются недостатки.

В отдельных воинских частях и организациях нарушаются положения статей 7 - 10 Федерального закона 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статей 10 и 27.1 Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», нормативных правовых актов Минобороны России по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений.

Всего в проверенных воинских частях в 2017 г. было выявлено порядка 230 недостатков и нарушений антикоррупционного законодательства.

Статистика показывает, что в сравнении с 2015 г. число нарушений сокращается. В 2015 г. их число достигло почти 300, в 2016 году – было выявлено около 260 нарушений.

Анализ проведенных проверок показывает, что наиболее характерными нарушениями требований антикоррупционного законодательства являются следующие:

1. По-прежнему большое число нарушений установлено в организации профилактической работы. К этой категории недостатков относится:

  • в органах военного управления, воинских частях и организациях на практике не реализуются типовые формы документов по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений, утвержденные статс-секретарем – заместителем Министра обороны Российской Федерации 18 декабря 2015 г. Приказы об организации работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений, сбору сведений, об аттестационных комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, приложения к приказам разработаны без учета рекомендуемых образцов;
  • планы противодействия коррупции носят общий характер, разработаны без указания конкретных мероприятий по профилактике коррупционных правонарушений и без специфики выполняемых органами военного управления, воинскими частями и организациями задач;
  • не соответствуют типовым формам, требуют уточнения функциональные обязанности должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, а также за сбор сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

2. Несоблюдение порядка применения взысканий за коррупционные правонарушения, определенный Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065:

  • без проведения кадровыми органами обязательной проверки к военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, применяются взыскания за коррупционные правонарушения;
  • взыскания командирами (руководителями) воинских частей (организаций) применяются только на основании представлений военных прокуроров об устранении нарушений закона в отношении военнослужащих, лиц гражданского персонала, представивших недостоверные и неполные сведения и несоблюдающими требования к служебному поведению.

3. Нарушение порядка снятия взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции:

взыскания за коррупционные правонарушения снимаются до истечения одного года со дня его применения, как сыгравшие свою воспитательную роль, тогда как, военнослужащие и лица гражданского персонала считаются не имеющими взыскания, если в течение одного года со дня применения взыскания военнослужащий или гражданский служащий не были подвергнуты установленным законодательством дисциплинарным взысканиям.

4. Ненадлежащая организация работы по рассмотрению представлений военной прокуратуры об устранении нарушений законов по противодействию коррупции:

рекомендации Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению в органах управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации представлений об устранении нарушений закона в отношении военнослужащих, государственных гражданских служащих и работников, представивших недостоверные и неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и несоблюдающими требования к служебному поведению на практике не применяются.

5. Нарушение положений федерального законодательства об урегулировании конфликта интересов, когда для исполнения трудовых обязанностей при наличии отношений непосредственной подчиненности (подконтрольности) назначаются близкие родственники.

Работа в этом направлении не дает ожидаемых результатов. По прежнему нарушается законодательство Российской Федерации по выявлению и устранению причин, способствующих возникновению конфликта интересов, для исполнения трудовых обязанностей при наличии отношений непосредственной подчиненности (подконтрольности) назначаются близкие родственники.

Проверки показывают, что решения об отсутствии конфликта интересов часто принимаются руководителями единолично. Данный вопрос комиссии по соблюдению требований к служебному поведению работников и урегулированию конфликта интересов не обсуждают и решение не принимают. Кроме того, военнослужащие и работники органов военного управления, воинских частей и организаций ведомства, являющиеся близкими родственниками, не выполняют обязанность по уведомлению соответствующих руководителей о конфликте интересов (возможном конфликте интересов) (приказы Министра обороны Российской Федерации 2016 года № 319 и 321).

6. Продолжаются нарушения порядка формирования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению работников и урегулированию конфликта интересов (аттестационных комиссий), регламента подготовки и проведения заседаний. К нарушениям данной категории относятся:

  • аттестационные комиссии создаются без участия представителей научных организаций и образовательных учреждений, общественной ветеранской и профсоюзной организаций;
  • нарушение регламента заключается в несоблюдении сроков проведения комиссий, отсутствия вышеуказанных представителей на заседаниях;
  • копии протоколов заседаний комиссий не направляются военнослужащим и гражданскому персоналу в установленные законодательством сроки;
  • имеются случаи, когда на соответствующих комиссиях не рассматриваются коррупционные правонарушения военнослужащих и заявления работников о невозможности представить сведения о доходах;
  • одним составом аттестационных комиссий рассматриваются вопросы коррупционных правонарушений, совершенных военнослужащими, их служебного предназначения, а так же вопросы служебного поведения работников.

7. Создаются дополнительные комиссии по профилактике коррупционных и иных правонарушений в войсках, которые дублируют функции аттестационных комиссий.

Основными причинами нарушений антикоррупционного законодательства явились:

  • недостаточные знания должностных лиц, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, законодательства по противодействию коррупции;
  • ненадлежащие планирование, практическая реализация и контроль выполнения мероприятий плана противодействия коррупции в воинских частях;
  • назначение должностными лицами, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, неподготовленных военнослужащих, государственных гражданских служащих и работников, а также невыполнение ими функциональных обязанностей в указанной сфере деятельности;
  • нерациональное распределение обязанностей, возложение функций по профилактике коррупционных и иных правонарушений на должностных лиц других подразделений.

Для оперативного рассмотрения обращений граждан о фактах коррупции и принятия мер реагирования организована работа внештатной выездной приемной Главного управления кадров.

В 2017 году в военных округах (флотах) проведены выездные приемные, в ходе которых по существу было рассмотрено более 20 обращений военнослужащих и членов их семей.

Большинство поступивших обращений военнослужащих (граждан) касались вопросов соблюдения требований к служебному поведению и урегулирования конфликта интересов. Рассматривались вопросы кадрового, жилищного, финансового, пенсионного обеспечения, а также представления социальных льгот.

Представителями Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации и воинских частей, отвечающих за финансовое, жилищное и правовое обеспечение, были даны разъяснения и консультации.

Обращения о фактах коррупционных правонарушений от военнослужащих (работников) воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации в ходе работы внештатной выездной приемной Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации не поступали.

Наверх
ServerCode=node1 isCompatibilityMode=false